Назад

Пророк Предтеча, Креститель Господень Иоанн. Таинство Крещения.

Как Иоанн Предтече крестил Иисуса Христа, ещё до установления Таинства Крещения.

Крещение, в греческой коннотации означает – «погружение в воду», «окунать». Грубо говоря, по-гречески креститься означает окунаться, омыться. Если в русском языке крещение от слова «крест», то один из эпитетов «крестителя» по греч. βαπτιστής — «купатель, погружатель». То есть Иоанн Креститель как Погружаетель /Окунатель. Сам по себе обычай водных погружений очень древний ритуал – гораздо древнее христианского крещения. Ещё в Ветхозаветной Церкви существовала практика водных погружений, хотя в ней они имели совсем иной, чем в Новом Завете, смысл. По ветхозаветному установлению любой иудей после всякого случившегося с ним осквернения должен был совершить особое водное омовение – погружение в микву, специальные резервуар с водой. Это не то что бы омовение от греха, а именно как ритуальное очищение от всего «нечистого», с чем можно было соприкасаться в мирской жизни. Это ритуальное омовение как бы символически смывает все, чем бы мог человек осквернить богослужение.

Справка: Твила (ивр. ‏טבילה‏‎) — ритуальное очищение в раввинистическом иудаизме посредством омовения в ми́кве.

Погружение в микву, по своему характеру близко такому понятию как Тахарат (араб. طهارة‎ — очищение, омовение‎) — в исламе обязательное условие для совершения молитвы, которое включает в себя ряд обрядовых действий, выводящих человека из состояния ритуальной нечистоты (джанаба).

Исполнение правды и Богоявление

Пришедшему же к нему Иисусу, Иоанн Креститель сказал: «мне надобно креститься от Тебя». И получил ответ: «оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду». (Мф. 3:14-15)

Ветхозаветное крещение. Оно символизировало не только физическое, но и нравственное очищение приступающего к нему человека. Этим крещением Иоанн Предтеча крестил приходящих к нему в Вифаваре при Иордане (Ин. 1:28). Когда иудеи прислали к Иоанну священников и левитов из Иерусалима, они спросили его: что же ты крестишь, если ты ни Христос, ни Илия, ни пророк? (Ин. 1:25). Этот вопрос косвенно говорит о большом значении, которое придавалось иудеями водному крещению Иоанна. Иисус Христос, приняв это крещение от Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна в водах Иорданских, чтобы исполнить всякую правду (Мф. 3:15), тем самым освятил его и установил это Таинство в Новом Завете.

Новозаветное крещение. Таинство Крещения было установлено Христом перед Его Вознесением, когда Он сказал ученикам: «…дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28:18-20).

О новозаветном понимании духовного смысла Крещения говорится в 3-й главе Евангелия от Иоанна: «...истинно, истинно говорю тебе: если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3:5). Богословское значение Таинства христианского Крещения всегда понималось Церковью одинаково: как Крещение во Имя Пресвятой Троицы и Крещение во образ смерти и Воскресения Христа, совершающееся ради освобождения от первородного греха и для прощения личных грехов. Крещение – это не просто моральная перемена, которая происходит с человеком. Кроме того, Крещение становится новым рождением водою и Святым Духом для Царства Божьего.

Иоанн Предтече так говорит своим последователям: «Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем» (Мф. 3:11). Согласно некоторым толкованиям, под огнем здесь подразумевается внутреннее пламя совести, опаляющая греховные наши помыслы. Иоанн Предтече говорил фарисеям и саддукеям идущие креститься к нему «сотворите же достойный плод покаяния» (Мф.3:8), для того времени это не было привычным – спасаться не законом, но покаянием.

Кто он, Иоанн Креститель, кем он являлся для общества того времени. О значимости Иоанна Крестителя.

Из Евангелие мы знаем что у Иоанна Крестителя было множество учеников, многие его последователи затем стали после его ареста и казни, учениками Иисуса Христа. Множество народа шло к Иоанну Предтече спасаться его крещением. Это так же свидетельствует о его большой славе в народе: «Тогда Иерусалим и вся Иудея и вся окрестность Иорданская выходили к нему, и крестились от него в Иордане, исповедуя грехи свои». (Мф.3:5-6)

Как нам известно, из Евангелие от Марка 6:20 – «Ибо Ирод боялся Иоанна, зная, что он муж праведный и святой, и берёг его». Кто же такой Иоанн Креститель, какого его величие и насколько же он должен был быть велик, что за ним ходили тысячи учеников и его боялся даже сам Ирод I Великий.

Историческая летопись всегда уделяет внимание царям и правителям, поэтому мы достоверно можем составить представление об этом царе. Его отец Антипатр Идумеянин, активно поддерживал римскую экспансию (взятие Иерусалима Помпеем в 63 году до н. э.), надеясь ослабить евреев. В 47 году до н. э., Ирод сам получил римское гражданство. При поддержке Рима Ирод захватил Иерусалим и воцарился в Иудеи. Ирод хладнокровно тогда казнил первосвященников и несогласных. Это тот самый Ирод который казнил годовалых младенцев в Вифлееме только по предсказанию, что в Вифлееме родился Великий Царь. В старости Ирод I Великий обвинил в предательстве и казнил даже своих сыновей. Это был очень влиятельный, успешный, решительный и дерзкий правитель. Даже Понтий Пилат, наместник Рима, что бы задобрить Ирода отправлял к нему Иисуса Христа. «И сделались в тот день Пилат и Ирод друзьями между собою, ибо прежде были во вражде друг с другом». (Лк.23:12)

Ирод I Великий, злой гений, царствующий во времена Иисуса Христа в Иудеи боялся и уважал Иоанна Крестителя. Это о многом говорит. Нам не дано описания чудес, за что же народ любил и почитали Иоанна Крестителя, мы может только косвенно понимать насколько он был уважаем и почитаем современниками, раз его ставили в один ряд с Пророком Илией и даже интересовались, не он ли Христос. (Ин. 1:19)

Иисус Христос об Иоанне Предтече:
«Что́ же смотреть ходили вы? пророка ли? Да, говорю вам, и больше пророка. Сей есть, о котором написано: вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицом Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою. Ибо говорю вам: из рожденных женами нет ни одного пророка больше Иоанна Крестителя; но меньший в Царствии Божием больше его. (Лк.7:26-28)

Пророк Предтеча и Креститель Господень Иоанн

Иоанн Предтеча был избран Богом для совершенно особого служения – быть предшественником, Предтечей Бога на земле. И лишь в Царствии Небесном нам откроется, каково его истинное служение: и во время земной его жизни, и в то время, когда он сошел во ад после своей мученической кончины, и когда Господь вывел его со всеми праведниками из ада, и в пакибытии.

Таинство Крещения

Крещение есть Таинство, в котором верующий, при троекратном погружении тела в воду и при призывании крестящим его имени Пресвятой Троицы, Отца и Сына и Святого Духа, умирает для жизни плотской, греховной, и возрождается Духом Святым в жизнь духовную и святую. Крещение это в первую очередь отречение от жизни в грехе и про жизнь по Духу Господа Бога, нашего Спасителя. Фрагмент послания Римлянам (гл.6:2-11) «Мы умерли для греха: как же нам жить в нем? Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения, зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху; ибо умерший освободился от греха. Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним, зная, что Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти. Ибо, что Он умер, то умер однажды для греха; а что живет, то живет для Бога. Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем».

Во время Таинства Крещения происходит отрицание от сатаны и утверждаемся в вере Христу, яко Царю и Богу. Крещение есть наше духовное рождение, исполнение всякой правды, а как родится человек однажды, то это Таинство не повторяется. Крещение вводит человека в общение с Богом. Человеку многое духовное непостижимо, в том и есть тайна происходящего в совершении Таинств православной Святой, Соборной и Апостольской церкви. От нас же требуется показать веру в делах, соблюдая всё, что повелел нам Господь Иисус Христос.

Дата:
09.03.2022