Назад

Синаксарий Лазарева воскресения. Лазарева суббота

Плачешь Ты, Иисусе! — Это знак смертной природы;

оживотворяешь Лазаря — это — божественной.

Лазарь был родом еврей, по убеждению — фари­сей и сын, как отыскали где-то, Симона-фарисея, происходил из селения Вифании. Когда Господь наш Иисус Христос совершал на земле служение для спа­сения рода нашего, в это время дружил с Ним Лазарь. Так как Христос часто беседовал с Симоном и особенно убедительно говорил о Своем воскресении и еще чаще останавливался в доме его, то Лазарь входит в искреннее общение с Ним; да и не он только, но и две сестры его, Марфа и Мария. Уже приближалось спасительное страдание, и нужно было обстоятельнее раскрыть тайну воскресения, так как Он уже прежде воскресил дочь Иаира и сына вдовы. Иисус находил­ся за Иорданом, когда друг Его Лазарь, пораженный тяжкой болезнью, умер. Иисус, не бывший там, гово­рит ученикам: «Лазарь, друг наш, уснул», а спустя не­много говорит: «Лазарь умер». И вот Он, оставив иор­данскую страну вследствие известия от сестер Лазаря, идет в Вифанию. Вифания же отстояла от Иерусалима на пятнадцать стадий. И вышли Ему навстречу сест­ры Лазаря и говорят: «Господи, если бы Ты был здесь, наш брат не умер бы, да и теперь, если только Тебе угодно, Ты воскресишь его, ибо Ты можешь». Иисус спросил у народа: «Где вы его похоронили?» — и все повели Его на гроб. Когда сняли камень, Марфа гово­рит: «Господи, от него есть уже запах, четыре дня прошло после смерти». Иисус помолился, пролил слезы над почившим и громогласно воскликнул: «Лазарь, иди сюда!» И тотчас же умерший вышел и, когда его распеленали, пошел в дом. Необычайное это чудо возбуждает зависть в еврейском народе, пылающем злобою против Христа. Иисус, однако, ушел отсюда тайком. Архиереи решили умертвить и Лазаря, пото­му что многие, видевшие его, пристали ко Христу. Но Лазарь, узнав о замышляемом, бежит на остров Кипр, и, проживая там, в последствии времени от апостолов поставляется архиереем над киприйцами. Хорошо и боголюбезно пожив, творя многие чудеса, через тридцать лет после своего воскресения опять умирает, там же и погребается.

Лазарева суббота, воскрешение Лазаря

Говорят, что после воскресения он ничего, кроме сладкого, не ел и что ему подарила омофор Всесвятая Божия Матерь, устроив его собственными ру­ками. Его честные и святые мощи премудрый царь Лев, вследствие некоторого божественного видения, перенес в Константинополь, благоговейно и с подо­бающим благолепием положил в храме, в честь его устроенном, от входа в храм по правую руку около стены, близ священного амвона. И доселе там лежат его честные мощи, испуская несказанное некое благо­ухание. Совершать же празднование его воскресения постановлено в настоящий день, потому что святые и богоносные отцы, а еще раньше святые апостолы, намереваясь после сорокадневного очистительного поста принести жертву сокрушения святым Страстям Господа нашего Иисуса Христа, именно здесь опреде­лили праздновать это сверхъестественное чудо, так как в нем, по преимуществу, заметили начало и при­чину неистовства иудеев против Христа. Это событие описывает только один евангелист, Иоанн, между тем как другие евангелисты опустили его, вероятно, пото­му что Лазарь был еще жив и его все видели.

Впрочем, говорят, что это событие, а равно и все остальное Евангелие он написал потому, что другие ничего не сказали о безначальном Рождестве Христа, между тем как в том-то и нужно увериться, что Хрис­тос был Сын Божий и Бог, и что Он воскрес, и что будет воскресение мертвых, а это лучше всего под­тверждается через Лазаря. Лазарь ничего не говорил о том, что в аде, или потому, что ему вовсе не дано было видеть, что там, или хоть и видел, да повелено было ему молчать.

Лазарева суббота, воскрешение Лазаря

Посему-то и доселе всякий человек умерший назы­вается Лазарем, и погребальные одежды — Лазаревыми, и это, как дает понять наименование, соверша­ется в воспоминание о первом Лазаре. Ибо если он восстал по слову Христа и снова жил, так и сей, хоть и умер, но, восставши при последней трубе, будет жить вечно.

Молитвами друга Твоего Лазаря, Христе Боже, по­милуй нас. Аминь.

(Р)

Дата:
19.04.2019