Назад

Рождество в Сталинграде

Рождество Христово — праздник, который из года в год задаёт вопросы. Отдаём ли мы себе отчёт в том, Кто родился на свет? Как нужно жить человеку, знающему об этом великом событии? И многие другие…

1942 год. 24 декабря. Сталинградская битва. Католики и лютеране по всему миру встречают Рождество. А здесь идёт война. И немецкие солдаты-оккупанты, на пряжках которых написано «с нами Бог», окружены советскими солдатами, защищающими Родину, многие из которых являются комсомольцами, не верующими в Бога. Но Бог на стороне этих защитников, а не с верующими фашистами, кощунственно поздравляющими друг друга с рождением Спасителя…

В эту ночь в одной из землянок немецкий военный врач Курт Ройбер, до войны бывший лютеранским пастором, пишет образ Божией Матери — углём на обороте советской карты. Он заканчивает работу и пишет по периметру изображения:

«Licht. Leben. Liebe. Weihnachten im Kessel. Festung Stalingrad» («Свет. Жизнь. Любовь. Рождество в котле. Крепость Сталинград»).

Матерь Божия рукой немецкого художника изображена в тёмной одежде; Её глаза прикрыты; Она укутывает Младенца своим широким, тёплым платком, прижимая Его к Себе. Лица Матери и Ребёнка излучают спокойный, согревающий свет, как бывает от костра в тёмную, морозную ночь… Да, именно такая лютая ночь и ощущается вокруг фигуры Пречистой.

Говорят, что многие из фашистов, которые в те дни посещали землянку врача, плакали… Возможно — от тоски по тем дням, когда они были непобедимы; или с тоски по мирной жизни вообще; а кто-то, может, плакал, понимая, что этот зимний ад, в котором они оказались (находящийся при том в таком контрасте со спокойствием, излучаемым рисунком Курта), вполне ими заслужен...

Уже не понять, почему глубоко верующий христианин, священник стал солдатом Гитлера, хотя и в должности врача. Пропаганда? Ошибся? Не хватило сил сопротивляться? Хотел спасать жизни? Спасать жизни убийц и захватчиков, или всех без исключения? Много вопросов…

Это был не какой-то там злодей — просто один из солдат фашистской армии, офицер медицинской службы. Есть мнение, что он, как врач, даже добровольно помогал советским военнопленным и местным жителям. Может и так. В любом случае «Дух дышит, где хочет»! И именно этот человек нарисовал то, что, конечно, оказалось выше него самого. И немцы, поняв это, эвакуировали тогда рисунок Девы Марии в Германию с последним немецким самолётом…

Судьба самого Курта сложилась трагично: он попал в плен и скончался в лагере НКВД № 97 в Елабуге, что располагался на территории разорённого Казанско-Богородицкого монастыря. Умер в обители Богородицы, где, как говорят, многие бывшие гитлеровцы кроме смерти нашли ещё и раскаяние…

Незадолго до кончины уже в лагере, в Елабуге Курт написал ещё один образ Божией Матери. На нём Дева Мария изображена постаревшей от ужасов войны. Она, как и на первом рисунке, укрывает платком Младенца Христа. Лица их, как и прежде, излучают спокойствие и мир. И всё та же надпись обрамляет изображение «Свет. Жизнь. Любовь».

Для чего же тогда, в тот далёкий военный год, Господь сподобил появиться в окопах немцев такому замечательному образу (ведь картиной его не назовёшь, равно, как и просто рисунком)? Это тайна. Может быть, некоторые из видевших её в те дни солдат что-то осознали, в чём-то покаялись и тем облегчили свою посмертную участь? Может быть, кому-то из них стало ясно, что вера в Бога, который родился и умер на Кресте ради спасения человечества, не совместима с жизнью во грехе, с беззаконием, с подлостью и жестокостью, со служением злу?

Это случилось 70 с лишним лет назад. Но вопрос «Как нужно жить и поступать человеку, называющим себя верующим?» актуален всегда. «Свет. Жизнь. Любовь» — так написал Курт Ройбер на своей иконе. Не этими ли словами стоит проверять свои жизненные установки и поступки каждому христианину, чтобы быть честным перед Богом и совестью, и без стыда ждать праздника Рождества Христова?

(Р)

Дата:
03.01.2019