Назад

Монашество: мифы и реальность

В православной среде монашество всегда остается образом Церкви, где до сих пор возможно осуществление первохристианского идеала, где все общее и каждый занимает свое место, где послушание пронизано взаимной любовью. Наверно, почти каждый помнит те ощущения, когда впервые посетил монастырь… Один только вид монашествующих вызывает восхищение, а у кого-то сгоряча вдруг сразу возникает желание встать на путь избранных. Хорошо ли это? И насколько правильно мы понимаем этот путь? Поговорим о распространенных мифах монастырской жизни.

Миф 1. В монастырь уходят от проблем

Если кто-то надеется в монастыре не иметь скорбей, он ошибается. Преподобный Иоанн Лествичник говорит, что есть три причины, по которым стоит идти в монастырь. Это может быть желание достичь Царства Небесного, когда человек, подобно евангельскому собирателю жемчужин, поймёт, что ничего более ценного нет и за Царство Небесное он согласен отдать всё. Это может быть яркое, жгучее осознание своей греховности и желание в покаянии оплакивать перед Богом свои грехи. Это может быть любовь к Богу, готовность отдать Ему всю свою жизнь, пойти за Ним куда бы то ни было. Именно поэтому уходить в монастырь от проблем не стоит. Человек, который по такой причине принял монашество, либо столкнётся с непреодолимым кризисом своего отношения к монашеству, либо монахом станет только внешне. Бывает, вы скажете, Господь через различные обстоятельства ведёт человека к монашеству. Но если проблемы толкают человека к монашеству как к некоему красивому виртуальному самоубийству, театральному жесту, то не будет из такого человека настоящего монаха.

Миф 2. Психически больного человека лучше отдать в монастырь

Конечно, очевидно, что монашество избирают те люди, которые сознательно решили свою жизнь посвятить служению Богу и Церкви, а, значит, пребывают в сознательности разума, в духовном и душевном здравии, которые могут сами за себя принять решение. При некоторых монастырях могут быть лечебницы, окормляемые ими, и в них могут содержаться люди с разными заболеваниями. Но опять нахождение в этих больницах – не монашество. Откуда берет свои корни этот миф сказать сложно. Возможно, такое мнение сформировалось из чтения художественной литературы и просмотра кинофильмов, где часто отсутствуют достоверные образы православных иноков. По поводу лечения психически больных людей разумно обращаться к квалифицированным врачам. Если нравственное сознание при всех помутнениях рассудка у человека сохраняется, то нет никаких препятствий к тому, чтобы пригласить священника домой для приобщения к Таинствам Церкви, если сам человек не может по недугу выходить из дома.

Миф 3. Из-за отказа монахов от рождения детей усиливается демографический кризис

Рассуждения на эту тему сегодня все чаще можно встретить в Интернете. При этом люди, распространяющие этот миф порой просто не понимают суть монашества. Многие раннехристианские мученицы, например, вмц. Екатерина, прпмц. Феврония, мц. Пелагия, шли на смерть, чтобы сохранить девство. Не пожелают нарушить данные обеты и ныне живущие монахи. Настоящая причина демографической проблемы, конечно же, не в институте монашества. За один год от абортов погибает детей больше, чем можно насчитать насельников монастырей по всей России. Протоиерей Максим Козлов высказал мнение на этот счет: «Если бы люди руководствовались принципом, что ребенок – это живой человек, дар Божий, то никакой демографической проблемы у нас бы не было».

Миф 4. У монахов печальные лица, значит, они несчастны

Такое впечатление обычно сразу развеивается, когда люди поближе узнают монашескую жизнь, например, начинают работать трудниками при монастырях. Как и все прочие люди, в том числе люди в миру, монахи и монахини бывают разные – веселые и печальные, бодрые и усталые. Другое дело, что монахи стараются воздерживаться и от безудержного веселья (что не исключает обычной радости), от легкомысленных шуток, равно как и от раздражительности и грубости. «Монахи – это самые радостные и счастливые люди! Миряне ломают голову о том, как прокормить семью, купить одежду – масса суетных и хлопотных житейских попечений. Монах же выполняет небольшую возложенную на него работу: молится Господу и исполняет послушание. Он постоянно пытается выполнить завещание апостола Павла: «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите» (1 Фес. 5, 16-18)», – утверждает наместник киевского Свято-Троицкого Ионинского монастыря архимандрит Иона (Черепанов).

Миф 5. Если у меня нет спутника жизни, значит нужно уйти в монастырь

Возможно, например, православной девушке лет за 35, у которой никогда не было достойного кандидата на то, чтобы стать спутником жизни, у которой и у самой не было расположения ни к одному человеку противоположного пола, может быть и можно задуматься о монастыре. Но принимать такое решение сгоряча, поспешно не стоит. Уже в юном возрасте нужно ориентироваться на жизнь в браке или в монашеском постриге. Но если человек не решился ни на один из этих подвигов, то пусть он живёт чисто, по-христиански, исполняя свой долг православного человека. Жизнь человека мистична, и если Богу угодно, Он всё укажет в своё время. Тем более, понять монашескую жизнь и по-настоящему захотеть жить ею может только тот, кто, имея глубокую веру, не один год прежде жил церковной жизнью. Недостаточно иногда ходить в храм, соблюдать православные обычаи, которым учила бабушка. Недостаточна вера только как культурно-историческая традиция. Она должна быть живой – наполнять всю жизнь человека, все ее проявления без исключения.

Дата:
22.09.2020